Почему Россия считает контрпродуктивным трибунал по катастрофе Boeing на Украине
Суть проекта резолюции, внесенной на обсуждение в СБ ООН, и аргументы российских дипломатов – в материале ТАСС

На месте крушения Boeing в Донецкой области, 6 ноября 2014 года
© Михаил Почуев/ТАСС/Архив14 июля в Совете Безопасности ООН на уровне экспертов началось обсуждение проекта резолюции о создании международного трибунала по крушению на Украине самолета "Малайзийских авиалиний". К чему призывают авторы резолюции и почему в России не поддерживают инициативу о создании трибунала – в материале ТАСС.
История вопроса
9 июля Малайзия внесла на рассмотрение Совета Безопасности ООН проект резолюции, призывающий к созданию международного трибунала для уголовного преследования ответственных за крушение на Украине Boeing "Малайзийских авиалиний" (авиакатастрофа произошла в июле 2014 года).

Путин: трибунал по расследованию крушения Boeing пока не нужен
Авторы резолюции заявляют, что создание трибунала станет "эффективной гарантией независимого и беспристрастного процесса обеспечения ответственности". В документе указывается, что все страны-члены ООН должны в полной мере сотрудничать с трибуналом. При этом трибунал предполагается создать по модели существующих международных судебных органов, специализирующихся на уголовном преследовании ответственных за серьезные преступления (в частности, международных трибуналов по Руанде и бывшей Югославии). Саму катастрофу авторы документа предлагают квалифицировать как "угрозу международному миру и безопасности".
Власти Малайзии заявили, что создание международного трибунала – это "правильный путь, который полностью поддерживают Австралия, Бельгия, Нидерланды и Украина".
По данным источника ТАСС в штаб-квартире ООН, голосование по документу может состояться уже 21 июля. В Совете Безопасности ООН сейчас нет единого мнения относительно проекта резолюции.
Россия призывает дождаться итогов расследования
Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Россия призывает дождаться итогов расследования крушения Boeing, прежде чем выдвигать инициативы о создании трибунала.

Росавиация: на комиссию по расследованию катастрофы Boeing оказывается давление
"Получается, что после годового бездействия, когда многочисленные обращения России в СБ ООН об активизации расследования остались без ответа, сейчас нам говорят: "давайте срочно создадим международный трибунал", - сказал Лавров. - Проекты резолюции об этом вызывают очень много вопросов. Главное то, что это квалифицируется как угроза международному миру и безопасности. Хотя резолюция СБ ООН 2166 этого не содержала".
Крушение самолета - это уголовное преступление, подчеркнул глава МИД РФ, отметив, что расследовалось оно Нидерландами и Малайзией именно таким образом.
"Предлог использовать трагедию"
Создание международного трибунала по катастрофе малайзийского самолета не является адекватным механизмом привлечения к ответственности виновных в трагедии, заявили ранее в российском внешнеполитическом ведомстве.

Окончательный доклад о причинах крушения Boeing на Украине опубликуют в октябре
В МИД РФ обратили внимание, что до настоящего времени "не было прецедентов создания международных трибуналов для уголовного преследования лиц, виновных в актах, направленных против гражданской авиации".
"Поспешность в продвижении резолюции и ее расширенный охват дают повод думать, что отдельные государства пытаются найти предлог использовать трагедию МН-17 (этим рейсом следовал потерпевший крушение самолет - прим.) для оказания давления на Россию", - подчеркивается в комментарии министерства иностранных дел.
"Имеющиеся примеры международных трибуналов - МТБЮ (по бывшей Югославии) и МТР (по Руанде), к сожалению, убеждают в обоснованности такого скептицизма - их деятельность неэффективна, затратна, носит затяжной характер и является крайне политизированной. Эти судебные органы существуют уже более двадцати лет, но так и не завершили свою деятельность приемлемыми результатами", - заявляют в МИД.
Россия заинтересована в тщательном расследовании
Россия заинтересована в тщательном и объективном международном расследовании крушения малайзийского Boeing, подчеркивается в комментарии внешнеполитического ведомства.
В МИД РФ отметили, что российским специалистам, по сути, отказано в равноправном и полном доступе к материалам, имеющимся у международной группы по техническому расследованию катастрофы, при этом "российские специалисты, обладающие как значительным опытом в расследовании авиакатастроф, так и экспертными знаниями в области авиастроения и ракетостроения, а также имеющие существенные технические возможности по проведению необходимых экспертиз, могли бы оказать серьезное содействие в расследовании этой трагедии".
Представители МИД РФ неоднократно подчеркивали, что не удовлетворены ходом расследования катастрофы.
"Задача определить виновных в инциденте только пострадает"
Постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин заявил, что не видит у проекта резолюции и статута предлагаемого трибунала "никакой перспективы". По оценке дипломата, эти документы "надо отложить в сторону, дождаться результатов расследования и потом уже подумать, как эффективнее организовать судебное разбирательство".
Статут трибунала "сформулирован так, что он смог бы заниматься не только историей с Boeing, но и вообще чем угодно", пояснил Чуркин. "К сожалению, создается впечатление, что речь идет о попытке организовать грандиозное политическое шоу, от чего задача определить виновных в инциденте только пострадает", - считает постпред России при ООН.
В принятой сразу же после авиакатастрофы резолюции СБ ООН 2166 "содержится требование "привлечь к ответственности лиц, виновных в этом инциденте", однако "решать задачу надо прагматично и эффективно с учетом имеющегося положительного и негативного опыта", отметил также Чуркин и подчеркнул, что "нагромождение структур лишь помешает делу".
Анализ аргументов
Чуркин обратил внимание, что подобные инциденты с самолетами случались и ранее, но никаких международных трибуналов не создавалось. "Когда объектом террористической атаки стал американский самолет, упавший на территории Шотландии (так называемое дело Локерби 1988 года), вопрос об учреждении международного трибунала никем не поднимался, хотя СБ ООН принял в свое время несколько резолюций по этой теме", - отметил дипломат.

Постпред также сообщил, что в качестве аргумента авторы проекта резолюции ссылаются на прецедент трибуналов по бывшей Югославии и по Руанде. "Но ведь совершенно невозможно сравнить конфликт в бывшей Югославии или геноцид в Руанде с тем, что над Украиной, судя по всему, был сбит гражданский самолет. К тому же ссылка на МТБЮ скорее отпугивает. Трибунал по Югославии поражает своей забюрократизированностью и неповоротливостью. Он работает уже более 20 лет, накопив массу нареканий", - заявил Чуркин.
Дипломат не согласился с предложением подвести крушение Boeing-777 под определение "угроза международному миру и безопасности" и сослаться на главу VII Устава ООН, позволяющую вводить санкции. "Как говорят юристы, одиночный акт не может так квалифицироваться. Поэтому Совету Безопасности ООН здесь просто нечего делать, не говоря уже о том, что такого определения нет в резолюции 2166 и вводить его "задним числом" некорректно", - заключил дипломат.
"Протащить под сурдинку"
"Мы свою позицию с самого начала обозначили вполне развернуто, честно и открыто. Во-первых, есть резолюция СБ ООН 2166, которая постулирует необходимость эффективного, справедливого расследования этого инцидента и привлечения к ответственности всех виновных, - обратил внимание уполномоченный МИД РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов. - На протяжении длительного времени Россия призывала западных коллег, в том числе постоянных членов СБ ООН, не забывать об этой резолюции, выполнять ее, проводить более эффективно и динамично расследование, которое до сих пор не завершено".

Полная версия презентации концерна "Алмаз-Антей" о катастрофе Boeing под Донецком
Долгов отметил, что сейчас нет оснований говорить о близком завершении расследования и до настоящего времени обнародовались только его предварительные итоги, "вызывающие у российских экспертов вполне оправданные, очень серьезные вопросы, которые мы транслировали и Нидерландам, и Малайзии, другим заинтересованным странам".
"На эти вопросы нет ответов. Никто не согласовывал с нами проект резолюции, идею вбросили достаточно быстро, чтобы принять за считанные дни. Так не делается, - сказал Долгов. - То есть забыли об одной резолюции, фактически не отвечали на наши призывы работать над резолюцией 2166, а теперь хотят "протащить под сурдинку" очень далеко идущий документ, который в случае принятия мог быть подвергнут самым широким трактованиям и толкованиям".
Россия подтверждает приверженность выполнению всеми сторонами принятой по инициативе РФ резолюции 2166 СБ ООН, предусматривающей необходимость проведения всестороннего, независимого и тщательного международного расследования авиакатастрофы, а также обеспечения на его основе неотвратимости наказания лиц, виновных в совершении этого преступления.
Катастрофа и ход расследования
Пассажирский самолет Boeing 777-200ER компании "Малайзийские авиалинии" (Malaysia Airlines) выполнял рейс MH17 из Амстердама (Нидерланды) в Куала-Лумпур (Малайзия). Лайнер разбился 17 июля 2014 года на востоке Донецкой области. В результате авиакатастрофы погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа - граждане 10 государств. Большинство пассажиров - 193 человека - были подданными Нидерландов. Основной версией катастрофы стало попадание ракеты "земля-воздух" или "воздух-воздух". Авиакатастрофа вошла в десятку крупнейших за всю историю авиации.

Голландские следователи завершили работы на месте крушения Boeing на Украине
21 июля 2014 года Совет Безопасности ООН потребовал провести всестороннее и независимое расследование крушения самолета.
Расследование проводится по стандартам и рекомендациям Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Украина, в качестве страны, в которой произошел инцидент, передала полномочия по координации следственных действий Совету по безопасности Нидерландов. В рамках выполнения своих обязанностей совет создал международную группу экспертов, в которую вошли представители Австралии, Великобритании, Малайзии, Нидерландов, России, США и Украины.
9 сентября 2014 года был опубликован предварительный доклад о причинах крушения Boeing. В документе подчеркивалось, в частности, что причиной катастрофы стало "попадание большого количества высокозаряженных частиц, которые, по всей видимости, привели к тому, что самолет распался на части в воздухе". Более точных причин не указывалось.
1 июля этого года стало известно, что Нидерланды завершили работу над черновой версией окончательного доклада и передали ее аккредитованным представителям стран-участниц расследования. Ожидается, что документ опубликуют в первой половине октября.

Авиакатастрофа Boeing 777 "Малайзийских авиалиний" на Украине
http://tass.ru/politika/2122415
Свежие комментарии